Jagged Alliance (1994 год)

Jagged Alliance сдвинула прогресс в сторону четкой индивидуализации бойцов: в отличие от X-Com, второго Фиделя или Ивана Долвича тут было не сыскать - у всех, помимо базовых характеристик типа меткости и выносливости, был характер, который либо помогал играть, либо наоборот - мешал.
Мириться с тем, что кубинец, взяв врага на мушку, отказывался подчиняться приказам до тех пор, пока либо не закончит начатое, либо не умрет сам, было непросто - но ради его пиротехнических талантов мы закрывали глаза на все.
Вторая часть, вышедшая в 1999 году, довела идеологию оригинала до абсолюта, придав персонажам еще больше индивидуальности: в частности, игроку предлагалось создать собственного аватара, ответив на ряд весьма абстрактных вопросов.
По итогам этого тестирования у вас мог получиться как специалист по ночным операциям, так и психопат, который в середине игры внезапно вставал в полный рост и с хохотом начинал стрелять во все стороны - причем заранее об этом никто не предупреждал.