Total War: Shogun 2 - Fail of the Samurai





Главная страницаОбзоры игр → Total War: Shogun 2 - Fail of the Samurai
Total War Shogun 2 - Fail of the SamuraiБританская студия Creative Assembly, придумав много лет назад цикл Total War, приковала себя к галере собственного успеха. Перебирая эпохи и страны, гейм-дизайнеры раз за разом воспроизводили одну и ту же двухуровневую механику: управляешь государством в пошаговом режиме на глобальной карте, передвигая фигурки генералов по провинциям и заказывая новые казармы в городах, а как настанет пора битвы - выводишь в поле до двадцати юнитов с контролем в реальном времени. Громоздкая по описанию, на деле любая Total War идеально адаптировалась под игрока, позволяя ему тратить больше времени на интересные занятия и отдавать на откуп компьютера скучные. Плюс зрелищность: в одном юните-отряде может насчитываться до двух сотен бойцов, каждый из которых индивидуально отрисован. На технологиях Total War можно воспроизводить реальные исторические сражения с уровнем достоверности, пригодным для научно-популярных фильмов, чем и воспользовался, например, телеканал ВВС.

Год назад, в Total War: Shogun 2, была раскрыта тема Сэнгоку Дзидай, эпохи масштабной феодальной войны на территории Японии. Прошлогоднюю игру я критиковал, впрочем, за то, что в ней все самураи и их кланы были на одно лицо. Серьезно: меньше вариативности в мультиплеере, нулевая мотивация проходить кампанию дважды и минимум понимания того, за что воевали все эти люди. Если не перечитать "Сегуна" Клавелла перед запуском игры и намеренно не попробовать поиграться с бесполезными христианством и ружьями - так вообще грустно.

В Fail of the Samurai, настолько большом дополнении, что его стоит назвать отдельной игрой, все иначе. Речь здесь идет о войне Босин, результатом которой стали ликвидация класса самураев, передача всей власти от сёгуна императору (реставрация Мэйдзи) и курс на радикальную модернизацию страны. Спустя несколько десятилетий пришли плоды еще слаще: победа над первоклассной европейской державой в русско-японской войне и обретение подлинной независимости. Но были и альтернативные пути развития: полуколониальное существование по образцу Китая, либо создание всамделишней республики с выборным правительством. Поэтому, несмотря на то, что сама война была куда короче и скучнее, чем эпические битвы Сэнгоку Дзидай, на кону стояло куда больше, чем личность лидера страны.

Игровая механика целиком построена вокруг основного конфликта - выбора пути развития для Японии. Все феодалы-дайме склоняются к одной из сторон - за императора (символ модернизации) или за сёгуна (традиционные ценности). Воевать можно с любыми соседями, но логичнее дружить с теми, кто разделяет ваши взгляды, и гнобить заблуждающихся. Есть политические предпочтения и у жителей подконтрольных провинций, на что необходимо влиять пропагандой. Развивая города, вы также можете строить как традиционные здания (например, домик для гейши), так и современную инфраструктуру (вроде железной дороги). Каждый шаг в сторону модернизации приближает вас к достижениям современной науки, однако консервативное население не раз и не два поднимет восстание. И, наконец, у каждой ветки развития - свой набор юнитов. Традиционалисты все еще воюют луком и стрелами (хотя и не гнушаются собирать ополчение с ружьями) и выводят на поле боя самураев с катанами, их противники строят армию по европейскому образцу.

Честно говоря, я не очень люблю Total War о девятнадцатом веке, когда пехота с ружьями выстраивается в шеренги и палит друг в друга. Средневековые баталии с тяжелой рыцарской конницей, лучниками и копеищи-ками ближе к сердцу, да и простор для тактики дают куда больший. Поэтому в Fall of the Samurai мне особенно нравилось смотреть, как мои самураи вспарывают горло обнаглевшим крестьянам. Дескать, те сочли, что ружье в их руках превращает ничтожество в солдата, но недооценили храбрость настоящих воинов и остроту их мечей. Но, конечно, оптимально держать в своей армии и стрелков европейского образца, и копейщиков, и самураев с катанами, и пару отрядов лучников для навесного огня, а если казна позволяет - немного артиллерии и конницы. А совсем идеально - подбирать армию с учетом разведданных о войсках противника. Стоит также добавить, что юниты традиционалистов, в принципе, доступны и сторонникам императора и модернизации (хотя для этого придется в одной из провинций иначе строить линейку рекрутерских зданий), но не наоборот. Лучшая же пехота - европейцы из сеттльментов, которые вы сможете основать едва ли не в самом конце игры. Можно побаловаться и с флотом, благо теперь Япония может строить даже броненосцы, но его роль всегда останется вспомогательной: прорвать экономическую блокаду, отразить вторжение вражеского десанта.

Как и в обычной Shogun 2: Total War, после завоевания определенного количества провинций срабатывает триггер тотальной войны за господство над Японией. Но если в прошлогодней игре все начинали вас ненавидеть, то в новой отношения с соседями зависят от сделанного вами выбора. Вы можете либо поддержать ту сторону, за которую сражались с самого начала, переметнуться на другую (довольно глупое решение), либо объявить о создании республики (игра, впрочем, формулирует это как «взять власть в свои руки», и суть выбора раскрывается только результатами). В первых двух случаях ваши единомышленники автоматически становятся союзниками, противники тоже формируют большую коалицию, примерно равную вам по силам. Добиться окончательной победы до обидного просто. Республиканцев ненавидят все, плюс вы теряете секретных агентов, - и тут уже требуется невиданное мастерство, чтобы просто выжить, не говоря уже о контрнаступлении. В таких условиях я смог победить только грязно - грабя каждое захваченное поселение и жестоко подавляя восстания, игнорируя штрафы к чести моего даймё. Все три варианта, впрочем, блестяще отражают реальные расклады в решающий момент войны Босин. Феодальная раздробленность и самураи действительно уходили в прошлое (настолько, что аристократия была готова добровольно отказаться от статуса), но к республике страна точно была не готова.

Под конец стоит сказать еще несколько слов об историческом подтексте игры. В то время в Японии царствовал император, а правил сёгун. Американский флот «черных кораблей» заставил сёгуна открыть страну - так в порты стали заходить иностранные суда, а в сеттльментах поселились европейцы. Япония в те годы была едва ли не последней независимой азиатской страной, и дело потихоньку шло к колонизации. Крестьянам, меж тем, не нравилось, что по их патриархальной стране начали разгуливать грязные и невоспитанные иностранцы. Император потребовал от сёгуна изгнать пришельцев, но тот отказался.

Далее - следите за руками. Националисты, выступающие за отказ от контактов с иностранцами, потребовали передать всю власть хорошему императору, раз сёгун не может защитить страну. Был поднят мятеж, и несколько дайме прислали войска для защиты своего лидера. Однако, чтобы одолеть армию сёгуна, сторонники императора подружились с иностранцами, которые прислали им самое современное оружие. Именно поэтому в решающей (и единственной) битве ими и была одержана победа. Пулеметами (и это не фигура речи) выкосили самураев с катанами. Таким образом, император низложил сёгуна потому, что тот слишком потворствовал иностранцам, но сам победить смог только благодаря помощи заграницы. Далее новая власть превратила Японию из средневекового феодального государства в современную державу, равную европейским, закупая технологии и обучая специалистов в США и Великобритании. А как же крестьяне, которые изначально поддержали императора именно за то, что он был против засилья иностранцев? Что ж, их уже никто не спрашивал.

Именно эта история (пусть и с существенно большим количеством сражений, чем в реальном мире) очень удачно смоделирована в Total War: Shogun 2 - Fall of the Samurai.
Дата: 12 мая 2012  | Просмотров: 1526