Pride of Nations





Pride of NationsPride of Nations неизбежно будут сравнивать (да уже сравнивают!) с Victoria 2. Противостояние сверхдержав - раз, антураж викторианской эпохи - два, а в игровом процессе четко просматриваются родственные связи с именитой предшественницей. Зато акценты расставлены совершенно по-другому. Самая продуманная часть «Виктории» социальный менеджмент: все эти группы населения и сословия с их интересами и хитро закрученным влиянием на экономику. AGEod до этого делали исторические варгеймы, и нечего удивляться, что Pride of Nations - игра в первую очередь о войне.
Возможно, вам придется не по душе отсутствие выбора технологий для исследования или нехватка инструментов политической борьбы, но это компенсируется глубокими и продуманными боевыми действиями, на три головы выше оных в «Виктории». Конечно, мы не управляем здесь войсками в тактическом режиме (как в Total War), но и планирование на стратегической карте может быть не менее интересным.
Pride of Nations
Pride of Nations - игра пошаговая. Сначала в режиме застывшего времени игрок раздает приказы, а потом программа высчитывает, что из этого получилось. Таким образом, ваш ход и ход соперника в реальном времени происходят одновременно. Вы не отдаете напрямую приказ напасть на конкретное подразделение противника, а выбираете для своих воинских частей модели поведения: разведка боем, атака до первых серьезных потерь или глухая оборона. Существуют и специальные приказы вроде форсированного марша или саботажа железной дороги - подробнее обо всем этом расскажу в руководстве.

Возможно, вы привыкли, что ваш контроль над провинцией - «булевая» переменная. То есть вы либо контролируете территорию, либо нет. Здесь же военный контроль измеряется в процентах: в одной провинции могут одновременно разместиться и ваша, и вражеская армии, и столкновения не произойдет, пока кто-то не отдаст приказ наступать.

Чем это выгодно с точки зрения военного планирования? Если вы хорошо исследовали территорию, ваши верные офицеры уже знают, где удобный для обороны холм, где стоит опасаться засады, и так далее, что даст преимущество при столкновении. Кроме того, ваша армия может попробовать незаметно проскочить мимо вражеской в тыл, совершить там диверсию, а потом так же скрытно вернуться.
Pride of Nations
Традиционно для стратегий от Paradox, тут нельзя проводить безграничную экспансию. Для нападения на цивилизованное государство нужен повод. Но даже при наличии оного не выйдет запросто аннексировать большую страну. Каждый клочок земли будет вам очень дорого стоить. С нецивилизованными народами можно так не церемониться, но значительная часть перспективных колоний уже поделена между сверхдержавами.

Еще можно потребовать у соперника вожделенную территорию во время международного кризиса, но и тут есть свои сложности. Все-таки крупных завоеваний в Европе девятнадцатый век видел не так уж много.

Многие процессы в стране не зависят от игрока или, точнее, зависят очень косвенно. Например, скорость тех или иных научных исследований, конечно, можно увеличить инвестициями, но незначительно - куда важнее заранее заданные параметры государства. Кроме того, игрок не может прямо влиять на голоса избирателей в демократических странах. «Настройка и оптимизация» государства тоже весьма ограничены. Считать ли это недостатком - дело субъективное.

Зато экономика в Pride of Nations разработана до мелочей и потребует вашего активного вмешательства. Практически ни одно государство не в состоянии произвести все нужные ресурсы в достаточном количестве, и международная торговля становится насущной необходимостью. Сухопутная торговля с далекими соседями в те времена редко окупалась, основная часть товаров шла по морю. Вот тут и становится полезным редко используемый в большинстве игр военный флот, охраняющий торговые суда и блокирующий порты противника.

Международная торговля порождает международные же конфликты. Например, чтобы защитить отечественного производителя от иностранных конкурентов, ваша страна может ввести высокие пошлины, но это не понравится крупным экспортерам. Не раз вспыхнет конфликт сверхдержав за колонии - одновременно источники ресурсов и рынки сбыта.
Pride of Nations
Запустив игру в первый раз, я как ветеран глобальных стратегий проигнорировал обучение и сразу начал главную кампанию. Верх самоуверенности! С тем же успехом можно пытаться взломать инопланетный компьютер, если ты и с устройством земного-то знаком шапочно. Режим обучения помог не слишком, и только после вдумчивого прочтения руководства пользователя пришло некоторое понимание.
А сколько интересных «не мейнстримовых» проектов грешат этим! Почему умная игра обязательно должна быть такой, как выразились бы на Западе, user unfriendly? Нельзя сказать, что Pride of Nations умнее и глубже той же «Виктории 2», но в освоении она сложнее на порядок.

Интерфейс заслуживает отдельного плевка ядом. Не знаю, каким нехорошим словом его назвать, но «интуитивный» приходится ему антонимом. Зато некоторые его элементы удачно стилизованы под XIX век. Скажем, во время загрузки курсор превращается в топку парового котла, куда забрасывается уголь.

Кстати, о красоте. Местная картинка ужаса не вызывает, и для игр такого жанра этого, в общем. довольно. Непонятно только, откуда при. мягко говоря, не самой современной графике берутся столь высокие системные требования. Озвучка Pride of Nations типична для ларадоксовских игр - несколько звуков стрельбы плюс бравурная музыка соответствующего исторического периода, под которую хорошо созерцать величие любовно взращенной страны.

В лучших традициях стратегий от Paradox - перед нами основная кампания и несколько локальных. Большая кампания стартует в 1850 году и заканчивается в 1920-м и проходить ее можно за одну из восьми сверхдержав викторианской эпохи. Как и в парадоксовских играх, государства эти заведомо не равны по могуществу, что в одиночной игре не недостаток. Играть за слабую вначале Италию может быть не менее (а то и более) интересно, чем за почивающую на лаврах Великобританию.

Один ход длится 15 дней, и если поделить семьдесят лет на эти самые 15 дней, получится очень длинная кампания. И тут проступает еще один недостаток игры - на заявленных системных требованиях кремниевый мозг обдумывает ход непростительно долго. Не успел бедный игрок смириться со всеми неудобствами, как на него сваливается еще и мучительное ожидание.

Победа в большой кампании достается стране, значительно оторвавшейся по уровню престижа от конкурентов. Заработать престиж можно удержанием ключевых территорий, военными победами, а также выполнением раздаваемых AI миссий (привет, Europa Universalis). Миссии бывают как военные (захват территории), так и мирные (стать мировым лидером по производству кофе).

Остальные четыре кампании освещают крупные военные конфликты викторианской эпохи: восстание сипаев, война за независимость Италии, англо-бурская и русско-японская войны. Дипломатии и экономики фактически нет, задание - захватить или, наоборот, удержать какую-то территорию. Именно с одной из этих маленьких кампаний я бы и посоветовал начать игру и лишь потом переходить к нетривиальной по сложности большой.

Pride of Nations может понравиться тем, кто любит сложные глобальные стратегии, но кому поднадоело фирменное однообразие Paradox Interactive. И тем, кто ради этого готов терпеть неудобный интерфейс и долгий просчет каждого хода.
Дата: 29 августа 2011  | Просмотров: 4750