L.A. Noire





L.A. Noire1947 год. Коул Фелпс - отставной морпех с внешностью артиста Аарона Стейтена (Кен Косгроув в «Безумцах»), кавалер «Серебряной звезды» за отвагу в бою на Окинаве, быстро делает карьеру в лос-анджелесской полиции. Перескакивая из патрульных в дознаватели транспортного отдела, оттуда - в детективы убойного отдела и далее по служебной лестнице, Фелпс расследует резонансные убийства, поджоги, отслеживает наркотрафик и убедительно, что называется, светит лицом в игре, где огромное внимание уделено невербальной коммуникации персонажей. Уже по предрелизным трейлерам стало ясно, что L.A. Noire - нечто большее, чем «взрослый» вариант детектива Асе Attorney «от создателей Grand Theft Auto» в антураже Mafia (как это представлялось поначалу). Проект австралийской команды Team Bondi можно, конечно, определять и через эти сравнения, но итоговая версия имеет немалое сходство со старыми рисованными квестами в диапазоне от Sam & Max Hit the Road (PC) до Snow Job (3D0), и, кроме того, вызывает ассоциации с давним - вроде Night Trap (Mega-CD) - и недавним, как Heavy Rain (PS3), «интерактивным кино». Еще это новое прочтение романов цикла «Лос-анджелесский квартет» Джеймса Эллроя, внушительный трибьют жанру нуар, «документ эпохи» и эффектный фокус с упаковкой в игровой формат пары сезонов криминальной теледрамы в духе «Подпольной империи» или тех же «Безумцев». С предыдущей игрой Брендана Макнамары, The Getaway (PS2), L.A. Noire роднят потраченный с умом громадный бюджет и, опять-таки, кине-матографичность. Можно вспомнить, что премьера The Getaway в кинотеатре Warner Bros. Village на лондонской Лестер-сквер состояла из 40-минутного показа довольно интересного монтажа сюжетных заставок, - a L.A. Noire Макнамара презентовал уже на кинофестивале в Трайбеке, и там она не выглядела притянутой за уши.

L.A. Noire только на первый взгляд кажется «песочницей» наподобие Grand Theft Auto. В действительности это, скорее, антипод GTA, современная версия Police Quest - большей частью линейная, минимально завязанная на побочные миссии история, в которой погони и стрельба идут гарниром к основному блюду - расследованиям, а сравнительно небольшой элемент «вольного» геймглея сведен к патрулированию улиц ради необязательных и не влияющих на сюжет достижений. Важный момент: в России L.A. Noire не локализована, продается со скупой переводной инструкцией, и без знания английского языка подступаться к игре, пожалуй, бессмысленно.

Прохождение основной линии займет 20-25 часов, оно разбито на пару дюжин эпизодов-дел (и тем сильнее напоминает ТВ-сериал), часть из которых связана неочевидным поначалу образом. Почти каждое дело стартует с обследования места преступления и тела жертвы (если речь идет об убийстве или несчастном случае) в поисках улик, беседы с коронером и свидетелями. Чтобы выискивание улик не превращалось в муторный пиксель-хантинг, на их примерное местоположение указывают аудиоподсказки - легкие джазовые зарисовки смолкают, когда сцена преступления изучена полностью - и вибрация контроллера. Найдя предмет, его желательно изучить со всех сторон, по возможности открыть, заглянуть внутрь; поверхностного осмотра порой недостаточно.

Опросы свидетелей позволяют оценить технологию лицевой анимации Motion Scan, заслуженно расхваленную пиар-отделом Rockstar. Высокоточная передача мимики актеров здесь - важный элемент геймплея. Наблюдая за реакцией свидетелей на вопросы Фелпса, игрок должен определять степень правдивости их ответов. Подсказками выступают невербальные аспекты коммуникации - мимика, жесты, взгляд, осанка; иными словами, требуется «читать лица». Это страшно увлекательный аспект игры, ключевая ее инновация и просто главная фишка. Один свидетель уверенно говорит, но отводит глаза всторонку. Другой подозрительно часто моргает. У кого-то легкий нервный тик - то ли следствие стресса от встречи с полицией, толи признак лжи. Кто-то, наоборот, обманчиво спокоен. Или это кажущаяся обманчивость, и человеку правда нечего скрывать? Оперируя известными ему фактами (данные обо всех уликах и свидетельствах доступны в блокноте) и следя за реакцией собеседников, Фелпс старается выводить злоумышленников на чистую воду, переквалифицируя наиболее скользких свидетелей в подозреваемые, а затем, на основе новых проверок и открывшихся фактов, выносит обвинения и подкрепляет свои выкладки доказательствами. За достижения Фелпс получает очки интуиции, которые можно потратить в проблемных местах на «помощь зала» - чтобы исключить из трех вариантов ответа неверные или показать расположение всех улик в пределах локации. Игра на удивление щадяще относится к детективам-неудачникам (и это явный ее минус): даже если напортачить в опросах и на допросах, это не помешает продвижению по основной сюжетной линии, хотя и вызовет бурную реакцию начальства. Придется нести груз совести, если за решетку отправлен человек, против которого собрано вдоволь улик, но который, возможно, не является убийцей. Однако совсем уж невинную овечку Фелпс в тюрьму не упечет: когда нужно определяться между двумя подозреваемыми, обоих, как правило, нельзя назвать добропорядочными гражданами; в случае неудачного выбора (видно по рейтингу в конце главки) лучше всё-таки переиграть сцену заново.

Отдохнуть между эпизодами допросов, переключиться на другой лад помогают равномерно разбросанные по сюжету экшн-сценки со стрельбой, пешим и автомобильным преследованием подозреваемых, несколько стелс-эпизодов со скрытой слежкой. Не сказать, чтобы управление в бою было очень удобным - оно терпимое; виртуальная камера работает удовлетворительно, интеллект врагов сведен к бесконечному повтору связки действий «выглянуть из укрытия, пальнуть и спрятаться», погони скриптовые (то есть настичь оппонента удается только в заранее определенных точках), а напарники, может быть, слишком часто застревают в узких коридорах, - но все эти обстоятельства едва ли раздражают. Приоритеты разработчиков понятны, при наличии такой увлекательной детективной части совсем, честно говоря, не тянет предъявлять претензии по поводу незамысловатых сцен действия. Они есть, они функциональны, почти не напрягают и в целом мало уступают экшн-составляющей GTA IV. Шальная камера и недоделанное управление The Getaway остались в прошлом, и ладно.

Пройтись хочется вот по чему. В большинстве отделов Фелпсу везет -ему попадаютсяна на редкость живые, харизматичные напарники: не-такой-уж-лодырь Бековски из транспортного, тертый калач Финбар Гэллоуэй в убойном, франт и прощелыга Рой Эрл из отдела нравов, расследующий поджоги «человек-учреждение» Хершел Биггс. Замечательно сыгран начальник отдела убийств Джеймс Донелли (артист Эндрю Конолли). На фоне выпуклых характеров персонаж самого Фелпса смотрится до обидного блекло. Даже учитывая флэшбеки с событиями японской кампании, о Фелпсе мало что известно, ему сложно сопереживать - слишком велика дистанция. Ну да, амбиционзный, смелый, рассудительный. Не циник. Но какой он вне службы? Неизвестно. Отдыхает ли с коллегами в баре? Есть ли у него хобби? Нет ответа. Носит обручальное кольцо, но жена и дети за всю игру мелькают всего дважды, в коротких вставках, и когда Фелпс ставит под вопрос будущее своей семьи (очень важная - переломная, по задумке авторов, сцена), должным образом прочувствовать ситуацию не удается: для игрока они остаются совершенно чужими людьми. Примерно то же с роковой ошибкой, допущенной на войне - вплоть до самого финала невозможно определить, насколько сильно героя гложет сделанный на Окинаве выбор. Развязка позволяет взглянуть на Фелпса под новым углом, и не вполне ясно, что мешало вести аудиторию к этому знанию постепенно, не лишая ее эмоционального контакта с таким трагическим, если говорить прямо, персонажем.

За этим исключением игровая драматургия выстроена безупречно - это именно что полноценный телесериал, упакованный в игровую обложку.

Останавливаться на технических аспектах подробно, видимо, не стоит: там всё в полном порядке. Игру делали пять лет, визуальная сторона с любовью отполирована, Лос-Анджелес 1947 года скрупулезно воссоздан по аэрофотоснимкам, глюков графики минимум, все трейлеры смонтированы из геймплейного видео, в них ничего не приукрашено. Единственно, глаз замечает, что лица персонажей анимированы лучше, чем тела, - в дальнейшем продюсер Макнамара планирует использовать Motion Scan для захвата вообще всех движений героев. В версии для PS3 используется незначительно улучшающая картинку технология освещения SSAO, других отличий от Xbox-варианта (3 DVD) не чувствуется.

L.A. Noire - еще один триумф Rockstar, блестящий дебют Team Bondi. Насыщенный, атмосферный проект высокого класса, чьи недостатки теряют вес на фоне уникальных достоинств. Прорывная технология анимации лиц позволяет игре если не претендовать на лидерство в жанре детективного квеста, то, по крайней мере, переоткрыть этот жанр с новой стороны, стать следующей вехой его эволюции - более-менее тем же, чем прошлогодняя Heavy Rain стала для жанра «интерактивного кино». Интересно, как Rockstar распорядится наработки в дальнейшем. Брендан Макнамара уверен, что создание продолжения, коли нужда в нём возникнет, точно займет меньше пяти лет.

L.A. NoireL.A. NoireL.A. NoireL.A. NoireL.A. Noire

Платформа: PlayStation 3, Xbox 360
Жанр: action/adventure/3D/quest
Зарубежный издатель: Rockstar Games
Российский издатель: 1С-СофтКлаб
Разработчик: Team Bondi
Мультиплеер: отсутствует
Страна происхождения: Австралия.
Дата: 4 июля 2011  | Просмотров: 2873