GTA 4

Платформа: PlayStation 3, Xbox 360, PC
Жанр: Экшен, приключения
Издатель: Rockstar Games
Разработчик: Rockstar Games
GTA 4Возможно, Нико Беллич - лучший из всех героев видеоигр. Дело не в том, что он крутой парень, а в том, что он настоящий живой человек. Он совершает ошибки, принимает неверные решения, внешность у него, прямо скажем, далеко не выдающаяся, и он носит уродливый тренировочный костюм. Отложите контроллер на несколько секунд; первое, что сделает Нико, предоставленный сам себе, - почешет яйца. При этом Беллич смелый, забавный и верный по отношению к друзьям. Это не какой-то самодовольный психопат, это просто хороший парень, попавший в передрягу. Преследуемый воспоминаниями о войне в Восточной Европе, Нико приезжает в Либерти-Сити, надеясь поймать за хвост «американскую мечту». Его пригласил двоюродный брат Роман (чья собственная жизнь, прямо скажем, далека от идеала). И вот так начинается самая веселая, самая раскрепощенная, да что там - просто самая лучшая часть игрового сериала GTA.

Думаем, вы можете представить, чем на самом деле обернулась «американская мечта». Взгляните на список клиентов Нико где-нибудь в середине игры: ирландский бандит, депрессивный мошенник, параноидальная женщина, приторговывающая кокаином, и прочие подобные личности. И у всех них есть небольшое дельце, которым они сами по ряду причин заняться не могут. А Нико - он ведь все еще такой доверчивый, пусть и уставший от жизни. Он берется выполнить задание - и, разумеется, все идет неправильно. Неприятности буквально преследуют героя GTA 4 - перестрелками кончаются не только ограбления и сделки с ворованными драгоценностями. Даже спокойная прогулка с другом на кораблике завершается под свист пуль и вой приближающихся сирен. Но Нико упорно берется за новые задания. Во-первых, ему нужны деньги. Во-вторых, он надеется таким образом отыскать человека, который когда-то предал его.

Разнообразие миссий - известная фишка игр серии GTA, но в четвертой части оно буквально зашкаливает. Вы, как и ранее, имеете свободу выбора, но последствия ваших действий теперь показаны более наглядно. Иногда от вашего решения зависит, выживет или погибнет какой-нибудь из ключевых персонажей игры; после таких переломных моментов сюжет корректируется соответствующим образом. Разумеется, вам придется принимать и менее значимые решения: пойти ли с вашим двоюродным братом в клуб? Или, может, лучше сходить поиграть в бильярд? Угнать спортивную тачку или джип? Послушать радиостанцию Liberty Rock или Jazz Nation? Пойти на свидание с Кармен или Кэти? Что надеть? Из чего стрелять? Чем перекусить? Ответить или не брать трубку? Каждое решение делает Нико чуть ближе к тому, каким вы себе представляете этого персонажа.

Кстати, о решениях: разработчик игры не сразу определился с направлением, в котором ему хотелось бы двигаться после эпического размаха San Andreas. В конце концов решили так: пусть мир будет не столь обширным, зато его до предела напичкают деталями. Выбрать место действия было проще. Наверняка многие с радостью вернутся в Либерти-Сити, виртуальную версию Нью-Йорка, - город с узнаваемой архитектурой и крайне разнообразным населением. А иммигрант в главной роли - это актуально. Особенно если вы видели фильм «Порок на экспорт».

Отметим: карта в GTA IV все равно огромная. Причем вам наверняка захочется исследовать каждый ее дюйм - вероятность наткнуться на что-то новое есть практически в любой точке. Присядете выпить в каком-нибудь клубе - и выясните, что на сцене именно сейчас выступают местные знаменитости. Зайдете в автомобильный салон - и покинете его прямо через витрину на новой желтой тачке. Вернетесь домой и выясните... Нет, лучше сами с этим столкнитесь, без наших предупреждений. Разумеется, здесь есть множество предметов для сбора и куча разнообразных побочных миссий. Чтобы увидеть все, придется потратить значительную часть своей жизни. На прохождение основных сюжетных миссий у вас уйдет около сорока часов - и это при условии, что вы будете торопиться.

Либерти-Сити - такой же герой GTA 4, как и Нико. От сверкающих небоскребов до домиков в пригороде - все кажется знакомым. Даже если вы не бывали в Нью-Йорке, то тысячи раз видели в фильмах эти мосты, бары, доки, склады, палатки с хот-догами. Вы ходите и гоняете на машинах по этим улицам, покупаете сосиски, расталкивая прочих клиентов, поглощаете мусорную еду прямо за рулем... А если кто-то, стоявший в очереди перед вами, проявит недовольство, вы можете и пушку достать. Возможно, излишне агрессивно - но не забывайте это все-таки не настоящий Нью-Йорк.

С точки зрения создания атмосферы озвучка GTA 4 чуть ли не важнее графики. Прислушайтесь к разговору Нико с его подружкой («Для идиота, промышляющего убийствами и грабежами и с трудом ворочающего языком, ты довольно милый») или к такому узнаваемому уличному шуму (гудки автомобилей, дорожные работы, голоса людей, разговаривающих по мобильнику). Кстати, если бы пришлось выбирать одну деталь, делающую GTA 4 такой жизненной, мы как раз назвали бы телефон. Раньше казалось, что мобильник будет забавной, но необязательной фишкой. Но затем выяснилось: он стал неотъемлемой составляющей геймплея. Вы начинаете игру с дешевой моделью, но постепенно обзаводитесь все более навороченными трубками, а также скачиваете новые заставки и рингтоны. Разумеется, мобильник используется в основном для общения, но он также необходим при прохождении некоторых миссий и инициализации мультиплеера. В разгар игры телефон будет звонить не переставая (и вибрировать - GTA 4 совместима с контроллером Dual Shock 3). Как функционирует этот гаджет, лучше всего объяснить на примере одной из миссий.

Пэки, самый младший из клана Макрири, звонит Нико и просит его похитить дочь какого-то мафиози. Девушка, разумеется, находится под охраной; но тут выясняется, что она продает свой автомобиль и готова организовать тест-драйв для любого потенциального покупателя. Нико идет в Интернет-кафе, находит номер телефона девушки и звонит ей. Изначально она ведет себя настороженно, но герой убеждает ее, что все нормально. Во время тест-драйва девица остается спокойной - пока Нико не бортует одну из машин. Тут она начинает верещать и даже пытается выбраться из автомобиля, но Нико жмет на газ, и через пару минут задание выполнено!

...Вообще-то нет, не выполнено. Через 20 минут Пэки присылает сообщение: мафиози отказывается платить выкуп, ибо не верит, что его дочь стала заложницей. Нико возвращается и фотографирует девицу с помощью встроенной в мобильник камеры.

Короче говоря, телефон - штука незаменимая. Общайтесь, делайте фотографии и даже вызывайте службу 911 - если это вам на руку. Кроме всего прочего, мобильник позволяет оптимизировать ваш деловой график и напоминает о назначенных встречах. А график-то напряженный - стоит забыть о чем-то, и может сорваться важная встреча или выгодное дельце. В современном мире без органайзера не проживешь.

Телефон также позволяет перенестись к началу миссии, которую вы завалили - просто выберите ответ «Да», получив сообщение от клиента. Отличная находка. Мобильник превращает мир GTA 4 в единое целое, размывает границы между сюжетными и побочными миссиями.

Напомним: даже когда вы не заняты выполнением какого-либо задания, вам постоянно приходится отвечать на сообщения и звонки. Поэтому кажется, что сюжет не замирает ни на секунду. Например, после смерти одного из боссов Нико мы ради интереса решили позвонить ему - и наткнулись на сообщение, записанное его скорбящей женой.

Звонить можно в любое время и кому угодно. Не ждите, что вам тут же ответят, ведь людям порой и поспать хочется. Но если друзья Нико не спят, их можно куда-нибудь позвать: в стрип-клуб, на концерт или на выступление комедианта. Хотите чего-то более интерактивного? Тогда вам подходят бильярд и боулинг. Или просто идите в кабак, где можно перекусить и выпить.
Вам стоит выяснить, что именно нравится каждому из приятелей Нико. Заинтересованность является ключом к пониманию характеров этих персонажей. Подружитесь с Маленьким Джейкобом, и он станет продавать вам пушки по дешевке. Проводите больше времени с двоюродным братом, и он подгонит вам новую тачку. Разумеется, никто не заставляет вас сюсюкать с окружающими. Если вам так удобней, вы вообще можете на них забить. Но общение с приятелями Нико позволяет глубже погрузиться в атмосферу Либерти-Сити. Мы, например, долго игнорировали звонки от Романа.
А потом выяснилось, что он задолжал крупную сумму и влип в неприятности, -и нам стало стыдно, ведь в наших силах было заставить Нико проводить больше времени с родственником. И вот теперь герой должен выручать Романа...

Значительную часть времени в GTA 4 вы проводите, выполняя задания. Достань/привези то, убей того, проследи за тем. Вообще-то мы уже видели все это в предыдущих сериях. Изменения коснулись прежде всего декораций - теперь они стали крайне масштабными. Как вам, например, перестрелка в музее, на фоне скелетов динозавров и ваз, разлетающихся вдребезги? Или разборка на заводе по переработке отходов? Эти зоны были созданы специально для перестрелок: в них полно укрытий. Можно еще вести стрельбу вслепую - причем из любого оружия, кроме снайперской винтовки. Мы как-то отстреливались от врагов в авторемонтной мастерской и вроде бы проигрывали, но вовремя вспомнили о гранатомете. Выстрелив из него вслепую из-за угла, мы попали в машину, та взорвалась и запустила цепную реакцию. Никто из противников не выжил.

Автомобильные погони тоже стали лучше. Отчасти за это стоит благодарить управление. Но главный плюс - новая система Wanted. Каждый раз, когда вы совершаете какой-либо проступок, на карте начинает мерцать круг. Чтобы вырваться из цепких лап закона, надо выбраться за его пределы, а затем еще и затаиться на некоторое время. Но если вас засекает патруль, круг снова центруется на Нико, и все приходится повторять с самого начала. У этой системы есть как минимум два преимущества. Во-первых, она ясно дает вам понять, что происходит. Игра предельно честна с вами. Во-вторых, подобный подход заставляет вас почувствовать себя в шкуре настоящего водителя-беглеца: вы несетесь по улицам на красный свет, срезаете, где только можно, а потом прячетесь в темном переулке.

Нам не понравилось только то, что некоторые погони явно строятся по придуманному разработчиками сценарию. Например, вы преследуете кого-то, едущего в машине менее скоростной, чем ваша. Тем не менее вы не сможете нагнать беглеца, пока игра этого не захочет. К счастью, дистанция, на которую можно отстать, прежде чем миссия будет завалена, достаточно велика, а машины не такие хрупкие, как ранее. Эпизоды, где приходится одновременно вести и стрелять, захватывают дух. Иногда вы не можете понять, как вам удалось выжить в ситуации, казавшей проигрышной; в других случаях вы заваливаете миссию буквально в последнюю секунду, когда победа была уже практически в ваших руках. Тем не менее за всю игру нашлась всего одна миссия, которую мы не сумели пройти с третьей попытки. GTA 4 хорошо сбалансирована - здесь нет заданий с резко подскакивающим уровнем сложности, как это случалось в предыдущих сериях.

Кажется, что разработчики ради блага игрока долго возились буквально с каждым элементом игры. Вот, например, такси: Нико свистом подзовет автомобиль. Благодаря этому сервису вы можете вообще не задумываться о том, как добраться до нужных вам локаций. Или автосохранение игры после прохождения очередной миссии. Или возможность слушать радио на ходу, используя мобильный телефон...

Кстати о радио. Конечно, другие разработчики могут скопировать технические достижения GTA 4, но как насчет чувства юмора? Многие до сих пор считают Rockstar рассадником зла, компанией, сделавшей имя на скандалах. Но думать так могут лишь люди, не замечающие, что Rockstar создает игры, полные жесткой сатиры на современное общество. Круче, пожалуй, только «Симпсоны».

Так вот, радио здесь наполнено смешными наездами на правительство, средства массовой информации, знаменитостей, сайты знакомств, либералов и консерваторов, белых и черных, мужчин и женщин. Разработчики никого не обошли своим вниманием. Включите одну радиостанцию - и услышите пошлую шутку про размер члена. Переключитесь на другую - и голос робота произнесет: «Этот мир - симуляция чьей-то идеи. И это была плохая идея». А в новостях на третьей, возможно, рассказывают о последствиях ваших выходок. Можете ли вы вспомнить какую-нибудь другую действительно смешную игру? А можете представить многочасовой фильм, каждая минута которого заполнена разными приколами?

Возможно, именно это ставит GTA 4 выше прочих игр. Дело тут не только в платформе последнего поколения - речь идет об общем подходе. GTA больше не пытается угнаться за Голливудом, теперь это самостоятельное явление. Мы даже не будем вдаваться в подробности, касающиеся великолепного многопользовательского режима. Да, в основу новой игры положена формула из GTA III, но взгляните на безымянного героя из предыдущей серии, а потом переведите взгляд на вполне живого Нико. Разница очевидна, не правда ли? Новая игра глубже и богаче. К тому времени, когда миссий поубавится, а сюжетные нити начнут сплетаться, вы полностью погрузитесь в иной мир. Мы давно отложили джойпад, но продолжаем думать о Либерти-Сити, и это - наилучшая похвала GTA 4. Нам хочется вернуться, пообщаться со знакомыми персонажами, поболтать по телефону, включить радио. И - представьте себе - отправиться выполнять новое задание. Пусть его выдаст очередной идиот - мы будем рады.
Для более легкого прохождения игры используйте секреты и коды на gta 4. Коды на оружие, автомобили и здоровье.
Дата: 13 сентября 2012  | Просмотров: 2117