E3 (Electronic Entertainment Expo) 2012

Главная страницаИнтересности → E3 (Electronic Entertainment Expo) 2012
E3 (Electronic Entertainment Expo) 2012У выставки E3 есть два содержания. Первое - конкретное, приземленное: журналисты и ритейлеры смотрят на игры, задают вопросы о них и тестируют демоверсии. Второе - отвлеченное, на словах: издатели и платформодержатели меряются продуктовыми линейками, пониманием трендов, достижениями, планами. Оба одинаково важны: удачное выступление на блаблабла-фронте - мультипликатор к шумихе вокруг конкретных игр или приставок и, в конечном счете, их продажам. Противостояние пресс-конференций перед выставкой напоминает замысловатую карточную игру, участники которой напряженно следят друг за другом - кто блефует, кто готов зайти с козыря? Чрезвычайно важна здесь последовательность выступлений: начинает Microsoft (об этом читайте подробный материал Жени Закирова), затем идут Electronic Arts, Ubisoft, Sony и, наконец, Nintendo. В кулуарах E3 (Electronic Entertainment Expo) 2012 ходили слухи: у Sony был готов вариант презентации с премьерой PlayStation 4, который пошел бы в дело, покажи Microsoft консоль Xbox нового поколения. А вот Nintendo держала за пазухой информацию о цене на Wii U - якобы ошеломляюще привлекательной. Этим она парировала бы снижение цены на PlayStation 3 перед праздниками, которое Sony тоже предпочла анонсировать позже. Зато шоком для всех стал проект Wonderbook и сотрудничество с Джоан Ролингтакой козырь ни Nintendo, ни Microsoft крыть было нечем. Конференция Electronic Arts оказалась самой бедной на идеологию: на ней просто показывали игры, без единого сюрприза, кроме лицензии на игры по мотивам UFC. Ее EA отобрала у THQ, из-за чего последней пришлось распустить целую студию. Зато Ubisoft четко показала: компания делает ставку на Wii U сразу восемью играми, едва ли не все будут готовы к старту консоли. В свое время французы раньше всех поверили в Wii и, благодаря этому, собрали сливки. Почему бы не повторить такой трюк? Заработанные деньги Ubisoft конвертировала в самую впечатляющую линейку мультиплатформенных AAA-игр: Assassin's Creed 3, Far Cry 3, Splinter Cell: Blacklist и главный сюрприз выставки - киберпанк-экшн Watch Dogs. Где-то за бортом ЕЗ остались Rainbow Six и Beyond Good & Evil 2, очевидно перенесенные на следующее поколение. Как и Хидео Кодзима на одной из E3, люди из Ubisoft были везде: у Microsoft они показывали Splinter Cell, у Sony - Assassin's Creed 3, у Nintendo - новый зомби-хоррор ZombieU. Французы давным-давно перехватили у Konami и Activision рынок музыкальных игр сериалом Just Dance, четвертая часть которой заняла центральное место на выставочном стенде. Не забывают они и портативные консоли: отдельный Assassin's Creed для PS Vita с эксклюзивным героем-девочкой - едва ли не главная причина купить приставку этой осенью. Ubisoft, это победа!

Интересно поступила Nintendo, которой перед запуском Wii U очень важно было произвести хорошее впечатление на журналистов, партнеров, инвесторов, геймеров - всех. Еще до конференции Microsoft она провела онлайн-мероприятие, целиком посвященное сетевым возможностям WiiU. Игры для Nintendo 3DS были вынесены на аналогичную трансляцию, случившуюся уже после всех PR-баталий. Основная пресс-конференция в основном рассказывала об играх для Wii U, которых набралось 23 штуки. И на ней Реджи Физ-Эме, бессменное лицо американской Nintendo, раз десять предложил всем зрителям чаще заходить на e3.nintendo. com и смотреть там эксклюзивные интервью и другие видеоматериалы по приставке и ключевым играм. Дело в том, что как и заявил Лоран Фишер из Nintendo, суть Wii U сложно объяснить в двух словах, поэтому чем больше информации из первых рук дойдет до аудитории, тем больше шансов, что она поверит в новую систему. Помогают и партнеры: Ив Гиймо, президент Ubisoft, сообщил агентству Рейтер, что по его прикидкам, за первые шесть месяцев будет произведено около 5 млн. единиц Wii U. В самой Nintendo уверены: как и в случае с Wii, спрос превысит предложение - настолько, что даже серый импорт в Россию окажется невозможен. Зарубежным ритейлерам просто нечего будет продавать за границу, все разойдется на их внутренних рынках.

На Nintendo и WiiU стоит остановиться подробно, потому что запуск новой консоли в этом году - пожалуй, главное событие для всей индустрии. На мой взгляд, линейка игр для Wii U, показанная на ЕЗ, уступает той, с которой стартовала Wii шесть лет назад. Главная большая игра, Pikmin 3, великолепна, но вовсе не нуждается в новом контроллере, New Super Mario Bros U на неискушенный взгляд слишком похожа на New Super Mario Bros. Wii и интересна только в мультиплеере. Если говорить о проектах сторонних производителей, то ZombieU, Scribblenauts: Unlimited, LEGO City: Undercover - хорошие вторые игры для покупки, но вот главного, первого, универсального хита все же не хватает. Конечно, есть еще мультиплатформа - от прошлогодней Batman: Arkham City до свежей Assassin's Creed III, но ей можно насладиться и на других системах.

Nintendo говорит, что в ближайшие месяцы нас ждет много интересных анонсов, один из них состоялся уже вскоре после выставки: Call of Duty: Black Ops II выйдет на Wii U. Видимо, Nintendo решила вместо одного яркого взрыва в духе презентации Wii в 2006 году нагнетать интерес к Wii U постоянным потоком хороших новостей. Сработает ли это - увидим ближе к зиме. Но пока негатива в адрес новой платформы довольно много. Ведь существенная часть геймеров посмотрела только одну, основную пресс-конференцию Nintendo, а все остальные мероприятия и видео проигнорировала. Переубедить таких людей будет теперь непросто. На мой взгляд, лучше бы Nintendo завершила конференцию формальным анонсом новой The Legend of Zelda, пусть даже всего с одной-двумя картинками в поддержку. Все равно Миямото подтвердил в одном из интервью, что работает над игрой - что ему стоило произнести эти же слова на сцене?

Однако справедливое недовольство Nintendo на Западе - это одно, а претензии российских геймеров - совершенно другое. У нас до сих пор удивляются тому, что Wii U по производительности окажется на одном уровне с Xbox 360 и PlayStation 3, и не верят в то, что такая приставка в принципе может быть кому-то нужна. Избирательная память позволяет легко забыть о том, что Wii была на одном уровне с PlayStation 2 и Xbox, но стала самой популярной системой текущего поколения, DS опередила PSP по продажам вдвое, a 3DS прямо на наших глазах разносит PS Vita в пух и прах. Приходится лишний раз проговаривать очевидные, в общем-то, вещи.

Да, японская компания в каком-то смысле всех обманывает, продавая старое железо благодаря тому, что только под него безальтернативно выходят очень крутые хиты. Покупая консоль Nintendo, вы покупаете не железо, а доступ к играм для него. Это очень сложно понять российским геймерам, которые привыкли отличать видеокарты друг от друга, считать полигоны и платить за производительность. Но с точки зрения потребителя игр как развлечений, а не игр как бенчмарков технологий все очень честно. Хочешь игры Nintendo и партнеров компании - покупаешь консоль. Не хочешь - не покупаешь. Сама консоль - ничто, колеса без автомобиля. Поэтому любые разговоры о слабом железе смешны; обсуждать, хвалить или критиковать стоит исключительно линейку игр и заложенные в них идеи.

Нельзя и называть контроллер консоли странной копией планшетных компьютеров. Wii U на самом деле построена, как я писал год назад, по тому же принципу, что и DS. Геймпад -нижний экран DS, телевизор - верхний. DS, напомню, была запущена еще до старта айфонов и стала первой массовой мобильной системой, применяющей тач-управление. Если Nintendo и копирует, то у самой себя. Да, Sony и Microsoft подставили подножку контроллеру Wii U. Но я искренне считаю, что ни Microsoft, ни Sony всерьез не собираются развивать функционал, аналогичный планшету Wii U. Сделают от силы с десяток игр, не более того. А вот говорить о соединении PS3 и PS Vita они будут всегда, потому что ну очень хочется навредить конкуренту.

Однако не стоит преувеличивать значение всех этих нововведений; преуменьшать тоже, впрочем, незачем. И motion-управление Wii, и 30-возможности 3DS, и второй экран DS и геймпад Wii U - это, с одной стороны, классные штуки для нескольких революционных игр, а с другой - мощный маркетинговый ход, а с третьей - способ привлечь новую аудиторию необычным опытом развлечений. В реальности большинству лучших игр для платформ Nintendo ничего из этого не нужно. Только некоторым. Super Mario Galaxy могла обойтись без Wiimote, The Legend of Zelda: Skyward Sword - нет. Но о революции удобно говорить как можно чаще, чтобы лучше продавать консоли. Это интереснее и нагляднее, чем просто слова в духе «у нас игры интереснее».

Расширение аудитории с помощью игр, вроде WiiFit и Wii Sports, выгодно не только Nintendo, но и нам. Я не играл на DS в Brain Training и почти не играл в Nintendogs. Но я очень благодарен этим играм за то, что за счет них Nintendo привлекла казуалов, сформировала платформу с самой крупной аудиторией и создала условия для десятков и сотен релизов, которые интересны лично мне, - вроде Advance Wars, The World Ends with You, Dragon Quest IX, Infinite Space. На консолях Nintendo (y DS все получилось идеально, у Wii - не совсем, но тоже неплохо) казуалы приносят денег платформодержателю, а тот использует эти деньги, чтобы спокойно выпускать и хардкорные игры тоже, зарабатывая себе и деньги (немного) и уважение (много). Репутация тоже чертовски важна. Она накачивает бренд Nintendo силой, благодаря чему мельком слышавшие о Марио казуалы покупают фитнес-игру этой компании, а не какой-то другой. В результате довольны все. Ну, кроме тех, кто лоялен другим производителям и обижается, что их продукты продаются хуже.

Как вы догадываетесь, у этой бизнес-модели есть одно уязвимое место. Как только на рынке появится компания, которая способна делать игры как у Nintendo, то развалится буквально все. Самый опасный период в истории компании - несколько лет в начале девяностых, когда Соник на равных соперничал с Марио, но не выдержал забег на длинную дистанцию. Nintendo обречена делать только самые лучшие, не имеющие аналогов игры, и это очень опасно. Уйдет Миямото на пенсию - и что делать? Или появится на айпаде полный аналог Марио, но за один доллар, - чем отвечать? Нельзя взять из заначки денег и заказать на них внешним студиям десяток экшнов и спортивных симуляторов, чтобы пополнить библиотеку консоли, - это не сработает. Аудитории Nintendo нужно что-то совершенно особенное, уникальное, достойное наград по итогам года. И постоянно, сезон за сезоном. Без провалов. Потому что железо Nintendo само себя не продаст (в отличие от железа Sony и Microsoft, не говоря уже об Apple), а казуалы с WiiFit - аудитория ненадежная, игры для них проще всего скопировать. Впрочем, пока у Super Mario Bros, The Legend of Zelda, Metroid нет аналогов. Несложно выпустить Battlefield 3 в пику Call of Duty: Modern Warfare 3, но придумать убийцу Марио, похоже, способен только сам Миямото.

В России, однако, традиционно любят графику и боятся мультяшности - дескать, поймают за прохождением Марио и обвинят в инфантильности. В разговоре с европейской Nintendo я так и сказал: у нас все ваши слова об интересных играх и новом опыте как не понимали, так и не поймут. Нет графики и взрослых героев - до свидания. Помимо этой грустной особенности у нашего национального менталитета есть и позитивная. В России часто говорят, что ценят игры за сюжет. И именно здесь Nintendo нечего предложить геймерам. Все ее продукты - игры с идеальной механикой, стильной картинкой, запоминающимися мирами и персонажами, но вот истории в духе Batman: Arkham City, Heavy Rain, даже Call of Duty: Modern Warfare, не говоря уже о Metal Gear Solid, вы в них не найдете. Не то чтобы Nintendo совсем не могла делать такое, но история с запоздавшим релизом The Last Story, Xenoblade и Pandora's Tower для Wii - отличное доказательство того, что в компании делают ставку на игры как игры, а не игры как истории. Возможно, дело в том, что на GameCube как раз были и Resident Evil 4, и Eternal Darkness, но вот не сработали. На Wii U пока нет ни одного эксклюзива с сюжетом, что на фоне презентации Sony (The Last of Us, Beyond) особенно заметно. Надеюсь, что в числе обещанных Nintendo сюрпризов окажется хоть одна подобная игра. Видно, что компания следит за фидбеком прессы и геймеров, и если их пожелания не идут вразрез с философией Nintendo (читай: это не просьба добавить в Wii U процессор помощнее), то вполне могут быть реализованы. Как минимум, компания постарается объяснить людям, почему поступает так, а не иначе.

Пресс-конференция Sony прошла так, будто ее топ-менеджеры не читают Интернет. Ну, то есть, не подозревают, что консоли скоро умрут, что PS Vita умерла при родах, что они собираются покупать облачный сервис, что в игры надо обязательно встраивать мультиплеер (а то придет страшный вторичный рынок) и продавать их за один доллар или и вовсе зарабатывать на модели free2play. Sony, как и Microsoft, просто показала те игры, которые от нее ожидали, - ровно столько, сколько нужно на ближайший год. Никакого vision, никакой стратегии, никакого прорыва. Ни слова о PlayStation 4. Если было бы на один-два эксклюзива для PS3 больше - можно было бы хотя бы сказать, что числом игр Sony удивила. Но хорошо и то, что Sony не стала оправдываться или менять коней на скаку. Всю конференцию компания подчеркивала: ее консоль умеет разное, едва ли не яичницу жарить, но главное для компании - геймеры. Спасибо, нам приятно.

Единственный большой сюрприз - инициатива с книжками и дополненной реальностью, которая целиком и полностью держится на Джоан Роулинг. Как только я услышал слова о Wonderbook, сразу подумал: ни один другой писатель не сможет добиться нужного эффекта, поэтому должно прозвучать ее имя. И через десяток секунд его и называют. Книга по вселенной Гарри Поттера - то, что заставит миллионы фанатов пойти в магазин и купить себе консоль, PS Move, игру и книжку за любые деньги. Продолжат ли они дальше что-то брать - вопрос большой. Но есть отличный пример с похожим проектом Skylanders, который принес Activision какие-то несусветные сотни миллионов долларов - настолько, что пришлось строить дополнительные фабрики для производства фигурок. У Sony с Роулинг может получиться еще лучше. Если вернуться к традиционным играм, то надо отдать должное: Sony делает эксклюзивы, которые не пересекаются с мультиплатформенными играми. Ну, то есть, шутеры и так выпустят ЕА и Activision, поэтому Sony занимается, скажем так, играми как искусством за много денег - Beyond и The Last of Us. Плюс отчаянный клон Super Smash Bros. Melee - смешной, но понятный ход. Что неясно, так это где большие эксклюзивы Sony для PS Vita. Call of Duty и Assassin's Creed -отлично, но это опять повторение истории с PSP. Спин-оффы игр с больших консолей - не то, ради чего покупают портативные системы.

Как потребителя игр для PlayStation 3, меня вполне устраивает то, что делает Sony. Игры для хардкорной аудитории - главное, плюс есть много интересного и для казуалов. Очень хочется, чтобы на TGS нам рассказали, что происходит с The Last Guardian и анонсировали еще две-три большие игры вот примерно в том же духе, что и The Last of Us, причем в это охотно верится. Но вот как человека, который пишет буквы, меня смущает то, что у Sony почти нет смелых стратегических решений, которые бы убедили Интернет в том, что у компании все хорошо. Не то чтобы Интернет был прав, но лучше его успокоить.

Возвращаясь к конкретному содержанию E3, хочется лишний раз порадоваться за тех, кому игры важнее, чем индустриальные терки и консольные войны. Демоверсии Hitman: Absolution и Dishonored сняли все вопросы сомневающихся, Sleeping Dogs оказалась добротной вариацией на тему Yakuza, но про Гонконг, новый Need for Speed от Criterion выглядит, как Burnout, по которому мы все соскучились, a Metal Gear Rising от Platinum Games, как встарь, собрал толпы людей у стенда Konami.
Дата: 19 июля 2012  | Просмотров: 495