Dead Space 3

Платформа: PlayStation 3, Xbox 360, PC
Жанр: Шутер
Издатель: Electronic Arts
Разработчик: Visceral Games
Dead Space 3Впечатляющий хоррор, первый выпуск которого произвел настоящий фурор: свежий взгляд на жанр, интересные решения, интригующий (примерно до середины) сюжет, потрясающая работа со звуковым оформлением. Для меня это один из самых значимых хорроров ever, который по всем традициям Electronic Arts должен был быть «заморожен» после первого же выпуска - законсервирован на будущее.

Успех Dead Space удивителен еще и в том смысле, что хоррор в принципе не может продаваться огромными тиражами - история знает лишь несколько исключений из этого правила. Как бы мы ни любили «ужастики», все равно их ценителей куда меньше, чем людей, которые могут довольствоваться одинаковыми комедиями с хрестоматийными шутками. Но у Dead Space были впечатляющие продажи, благодаря чему на свет появился не просто сиквел - вокруг одной игры развернули целую медиавселенную с мультфильмом, комиксами, книжками. В каком-то смысле уже одно это оказало пагубное влияние: когда трилогии форсируются, когда интрига раскрывается уже в первом выпуске, а дальше она лишь подменяется альтернативами, очень тяжело поддерживать интерес к сюжетной составляющей. Visceral Games, впрочем, справились, добавив к традиционной теме некроморфов (хотя когда стало понятно, откуда они появились, противники перестали казаться такими уж крутыми) развернутые сцены сумасшествия бессменного главного героя -Айзека.

Но на прошедшем мероприятии в Гилфорде на вопрос о том, зачем в игру был добавлен co-op, представитель компании ответил так: «Потому что мы изучили отзывы пользователей и пришли к выводу, что большинству все еще слишком страшно играть - и напарник в этом смысле помогает снять напряжение». Но разве хоррор не должен пугать? Разве это не первоочередная его задача? Как человек впечатлительный, я все равно прошел первый Dead Space до конца несколько раз - мне было страшно, но в то же время у Айзека был полный контроль над ситуацией, и страшно хотелось узнать, что же будет дальше.

Visceral Games неустанно ищет пути расширения аудитории, из-за чего включает в Dead Space достаточно спорные решения - что обычный мультиплеер в предыдущей части, что кооперативный режим в третьем выпуске. Но при этом разработчики не идут на компромиссы: кооп - опционален, шараханье по углам кишащего кровожадными монстрами корабля никуда не делось. К сожалению, на сегодняшний день невозможно сказать, насколько одно уживется с другим. Мы видели и сингл, играли в мультиплеер, но это лишь отдельные эпизоды, «альтернативные» варианты которых пока не показывают. Говорят лишь, что они различаются - но как именно, остается только гадать.

Все эти сомнения одолевали меня, пока сотрудники отдела маркетинга проводили инструктаж: рассказывали про историю сериала и о том, как чутко они относятся к каждому высказанному мнению. Показанный в самом начале эпизод призван развеять сомнения журналистов в том, что Dead Space превратился в простой шутер от третьего лица. Айзек находится в привычной обстановке: космический корабль, повсюду некроморфы, страшные шумы в коридорах, надо что-то делать. Единственное отличие от всего, что мы видели в предыдущих частях, - в дверях, открывать которые надо на расстоянии - кинетической силой.

Попытка показать трагедию в первые минуты, удачно или не очень совершенную в сик-веле, разработчики учли; теперь Dead Space не соблюдает правило единства места, и это правильно - разнообразие локаций и условий, в которых окажется главный герой, позволяет находить новые решения и реализовывать подчас довольно странные идеи. Например, в показанном на E3 куске геймплея нет свойственных сериалу элементов. Честно говоря, если в трейлере все производило впечатление этакого Lost Planet, то когда играешь вживую, не покидают ассоциации с «Террором» Симмонса - весьма смутные, но, получив по лбу киркой полярника, на мелочи уже внимания не обращаешь. Там же сцена, будто скопированная из Uncharted: когда Айзек карабкается вверх, как Натан Дрейк поднимался по падающему поезду - тоже в снегах, кстати. Смысл в том, что представленная планета - это отнюдь не единственная локация в игре. Будут и космические корабли, станции, научные и исследовательские центры. Другими словами, все отчаянные меры, чтобы никто не назвал третью часть похожей на предыдущие -визуально,во всяком случае.

Это немного обидно, и разработчики понимают всю сложность ситуации. Перед тем как дать в руки джойпад они говорят: «Этот эпизод - классический Dead Space, который все так любят. Надеемся услышать крики ужаса -иначе вы нас обидите». И увиденное на экране все равно выглядит свежо и интригующе. Плохо освещенные коридоры, некроморфы, прячущиеся в тенях и вентиляционных шахтах. Айзек - у которого на этот раз с головой, вроде, бы все хорошо - и его спутники «на том конце провода», которые раздают поручения: отправляйся туда, ой, дверь закрыта, найди ключ. Металлические двери, за которыми неизвестность. И хотя нас всех предупредили, что это «классический» эпизод, который должен доказать, что в соге-механике никаких радикальных изменений нет, пульс все равно учащается - особенно когда звук в наушниках делают погромче и прикладывают палец к губам в знаке «молчи и слушай». Ориентироваться на звуки в Dead Space и можно, и даже нужно, но без железных нервов делать это сложно. Новых способов напугать игрока Visceral Games не ищет: ты медленно шагаешь по коридору вперед, борясь с внезапно научившимся приседать Айзеком, слышишь протяжные стоны, клацанья зубов, почти кожей ощущаешь вращение вентилятора над головой, останавливаешься, чтобы свериться с навигационным устройством - и в этот самый момент из шахты выпрыгивает многорукая тварь с оторванной нижней челюстью. Доля секунды на размышления! Опыт приходит на помощь: не размениваясь на стазис, замедление объекта, просто стреляешь в ноги чудовищу; они все так же красиво, с брызгами крови разлетаются в сторону. Патроны в этой версии не важны, как и аптечки - они в избытке разбросаны по локациям, чтобы нерадивые журналисты (сидящий справа от меня человек научился открывать двери лишь спустя минут десять) не чувствовали себя неумехами. Но все равно просыпается память о предыдущих частях - и вместо того, чтобы хаотично палить по некроморфу, нащупываешь правый триггер и топчешь, топчешь, топчешь гадину. На экране - кровавые ошметки, в наушниках - звуки порванных мышечных тканей, раздробленных костей. Разыгравшееся воображение доделывает остальное, и начинает казаться, что слышишь кровь, стекающую с ботинка инженера Айзека Кларка, сражающегося с инопланетной напастью во все том же костюме горняка (верните мои DLC, я устал каждый раз покупать новые!) и с резаком в руках.

Тема космических кораблей исчерпала себя - разве что новые маленькие паразиты, забирающиеся в тело уже начавших разлагаться трупов, привносят что-то новое. Сейчас это главная цель Visceral Games: каким-нибудь образом донести до тех, кто никак не ждал режима совместного прохождения, что это все тот же старый добрый Dead Space. У них получалось ровно до того момента, как корабль упал на планету, Айзек начал отстреливать непонятных мутантов с кирками, а один из сотрудников компании не предложил попробовать одолеть босса вместе. В следующих эпизодах были перестрелки, экшн-сцены и все остальное, что в рамках «игры вдвоем» выглядит очень бодро; в то же время, я не имею ни малейшего представления, будет ли это так же весело, если напарника найти не удастся или не захочется даже искать.

Приятель Айзека подключается к игре исключительно в чек-поинтах. Во время перестрелок это еще один закованный в костюм горняка мужик - маска снимается в кат-сценах, которые в одиночном режиме и в мультиплеере разные. Примечательно, что когда играешь один, то Айзек разговаривает с кем-то по рации или перекрикивается с выжившими, но и только. То есть, речь идет о каких-то дежурных замечаниях, которые ничего не сообщают игроку ни о прошлом героя, ни о его намерениях, целях. Зато когда на экране появляется второе действующее лицо, «темный попутчик», если угодно, все заметно оживает и следить за развитием событий становится интереснее.

К несчастью, ни в одном из этих эпизодов не было «хоррора». Айзек и его новый друг расправляются с гигантской тварью - ну, что ж, вдвоем это сделать гораздо легче. Пока один отвлекает жуткую мерзость хаотичной стрельбой, второй использует стазис и отстреливает оранжевые точки. Айзек и «второй парень» бегают туда-сюда от огромного бура; отовсюду лезут некроморфы (и будут лезть - в них же патроны и аптечки, нужные для решения паззла), по краям расставлены пункты раздачи стазиса. Продолжаться эта беготня может бесконечно - она, собственно, и продолжается, пока один из разработчиков не стучит пальцем по экрану и не говорит, что нужно делать. Остановить бур, расстрелять вон те сияющие штуки, хорошо. Айзек и тот, ну, в костюме перестреливаются с другими мужиками с пушками, но на них в этот момент нападают некроморфы. По идее, можно переждать, посмотреть, как они друг друга переубивают, а уже после идти дальше. Но нет, мой напарник бросается грудью на амбразуру - и дурак он, потому что если один из нас умрет, то придется проходить все с последнего чек-поинта. Есть ли эпизоды, где два горняка пичкают свинцом (сказать, что у них там заряжено сложно, потому что патроны теперь «универсальные») армии противника? Конечно, есть. Есть даже что-то вроде укрытий, но нет регена - и на том спасибо.

Что самое странное во всем этом: после победы над боссом Айзека «проглатывает» босс, и инженер проходит по всему его пищеварительному тракту. Сидя перед сорокадюймовым телевизором в наушниках, не испытать отвращение при виде этой сцены невозможно. На этом демонстрация уровня заканчивается, но я успел обратить внимание на экран соседа - тому эту сцену не показали. Следовательно, в желудок попал только Айзек. А что стало с напарником? Значит ли это, что само повествование будет «дробиться» на отдельные эпизоды для коопа? Как именно будут сочетаться две описанные главы? Учитывая, что это самый проблемный на сегодняшний день момент, и что игра выходит только в следующем году, я не уверен, что ответ мы узнаем в ближайшее время.
Дата: 13 сентября 2012  | Просмотров: 2017