Catherine





CatherineНемного фактов для введения вас в тему. Главный герой - офисный служащий Винсент, раздолбай-неудачник 32 лет от роду. У него есть девушка, Катерина (Katherine), сверстница, более успешная, обеспеченная, серьезная, думает о будущем, даже мадлеры металлические, пластиковые с успехом использует на кухне. С Катериной Винсент пьет кофе. В баре Stray Sheep, где герой оттягивается с друзьями, он познакомился с другой девушкой - назовем ее Катарина (Catherine). Ей двадцать два года, она одевается откровенно, готова лечь в постель с понравившимся парнем в первую же ночь, живет одним днем. С Катариной Винсент пьет виски. Лежащая на поверхности тема игры: кого предпочтет герой, особенно когда Катерина расскажет, что ждет ребенка? Менее очевидная: причем тут разговоры о полетах в космос?

Технически игра выстроена так: Винсент шатается по бару, разговаривая с людьми, прикладываясь к бокалу и читая SMS-сообщения от обеих Кать. Это приключенческая часть. Рано или поздно он уходит домой, засыпает, а в кошмарах составляет из кубиков лестницу и карабкается наверх в поисках выхода. Это пазл-часть. Они перемежаются длинными неинтерактивными сюжетными роликами - как трехмерными, на движке игры, так и чисто анимационными, рисованными. Ближе к концу вы поймете, что у Catherine есть еще одно измерение - это сложный психологический тест с перекрестными проверками правдивости ответов. Самые яркие его эпизоды - исповедальня между этажами пазл-башни, где Винсенту задают вопросы о смысле жизни, о браке, о детях, о сексуальных фантазиях. «Свадьба - это начало жизни или ее конец?» или «Готовы ли вы рискнуть ради любви всем, включая и жизнь?» - и только два варианта, без робких «не знаю». Эти моменты блистательно подчеркнуты и единственной онлайн-фичей Catherine: ответы всех геймеров при первом прохождении хранятся на сервере, и вы можете посмотреть, как распределились голоса других владельцев игры. Очень любопытно.

В кошмарах Винсент превращается в овцу, карабкающуюся по лестнице жизни. Он не один - есть и другие. Люди-овцы безжалостно сталкивает друг друга в пропасть в кошмарах, но на коротких остановках-передышках между этажами не прочь поговорить и поделиться опытом. Довольно быстро геймер (но не Винсент) осознает, что в кошмарах ему встречаются те же персонажи, что и в баре Stray Sheep, и тут начинается самое интересное - Catherine превращается в детектив. В игре нет ничего «просто так» - и автомат с видеоигрой «Ра-пунцель», и необходимость бегать в туалет, чтобы смотреть фотки Катарины в неглиже, и реплики других завсегдатаев бара в определенный момент выстреливают, складываются в четкую картину. Конечно, найдется в ней место и телерепортажам о серии загадочных смертей среди мужчин, как на подбор - завсегдатаев именно этого самого бара. Лично я не угадал дворецкого, но, быть может, у вас получится лучше.

Многих моих знакомых смущала именно пазл-часть, которую все видели в демке. «Неужели там вся игра такая - таскаешь блоки и прыгаешь?»-типичный вопрос. Честно говоря, я тоже сомневался, что пазл можно сделать интересным и разнообразным, даже если добавить в него визуальные страшилки на тему детей и свадьбы. Но геймдизайнерам удалось с каждым новым уровнем вводить новые условия и типы кубиков: блоки взрываются, скользят, ловят героя шипами, затягивают в черную дыру, передвигаются самостоятельно... Повторяется игра только в одном: проходить пазл в Catherine чертовски сложно - ломаются и мозг, и пальцы; каждый новый уровень - тяжелая, трудовая победа. В Heavy Rain аналогичная задача решалась так: требовалось зажимать какие-то невероятно неудобные комбинации клавиш. Тоже работало, но в Catherine эффект все же масштабнее -вплоть до броска контроллером в телевизор и матерной тирады. Да, и на легком уровне сложности, конечно, играть нельзя - не опускайтесь до этого, пожалуйста.

Закончив очередной уровень кошмара, Винсент просыпается - и в реальной жизни его поджидает еще более сильный удар по мозгам. Он умудряется постоянно попадать в ситуацию «налево пойдешь - коня потеряешь, направо пойдешь - голову отрубят, а прямо - еще хуже будет». И, глядя на его бегающие глаза, на выражение неподдельного ужаса на лице, на капельки пота на лбу, я каждый раз прекрасно понимал его чувства и восторгался мастерству авторов, так точно передавших бесконечное напряжение момента. Чтобы обойтись без спойлеров, воспользуюсь игрой, которой меня научили сотрудники компании «Акелла»: из перечисленных далее фактов, имеющих отношение к Catherine, неверен один. Однажды в моей жизни тоже были две девушки по имени Катя, одна узнала о другой, мне пришлось принимать очень важное решение, и выбор я тоже сделал неправильно. Была и такая, что утверждала, будто послана ангелом, чтобы наставить меня на путь истинный, и представила убедительные доказательства.

В Catherine есть восемь концовок - поэтому внимательнее относитесь к тому, что делаете в игре, и отвечайте честно (жуликов ждут плохие финалы). В конце авторы на всякий случай ломают четвертую стену и прямо объясняют не выползшим из танка геймерам о том, где в Catherine зарыты метафоры о смысле жизни. Чтобы прочувствовать их сполна, за игру можно сесть и во второй раз, пробуя скорректировать ее итог. И не только ее. Никогда не поздно сменить приоритеты, отказаться от покоя и стабильности ради безумства наслаждений, или достичь истинной свободы, отринув стереотипы общества. В конце концов, в 32 года жизнь только начинается.
Дата: 1 марта 2012  | Просмотров: 2622